Тема проекта: "Советск в истории Победы".
Аннотация проекта:
Проект рассчитан на три месяца (март-май 2015 г.). В ходе проекта дошкольники пополнят свои представления о Великой Отечественной войне, о том, как воины защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, как коснулась война родного города, семей воспитанников. Для этого используются различные формы и методы работы, а именно: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, экскурсии, целевые прогулки, чтение художественной литературы, непосредственно образовательную деятельность.
Актуальность проекта:
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Цель проекта: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста патриотизма, любви к своей семье, уважения к истории родного города Советска, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны
Задачи проекта:
1.Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
2. Формировать у детей интерес к истории своей семьи в военные годы.
3.Стимулировать познавательный интерес к истории города Советска.
4.Оказать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников гражданско-патриотических чувств.
5.Активизировать творческий потенциал воспитанников и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность
Сроки реализации проекта: март-май 2015 года
Прогнозируемый результат на уровне ребенка:
-расширение знаний детей об известных людях родного города, улицах, названных в честь героев войны, памятниках и других культурных ценностях;
-расширение у детей области социально-нравственных чувств и отношений, сформированность системы понятий духовных семейных ценностей;
-самовыражение творческих способностей детей;
-обогащение знаний детей о музейной культуре;
-сформированность элементарных проектно-исследовательских умений и навыков.
Прогнозируемый результат на уровне родителей:
-сформированность желания сотрудничества с детским садом;
-укрепление значимости семьи в воспитании гражданско-патриотических чувств ребенка; сплочение всех членов семьи, возрождение и сохранение семейных традиций.
Прогнозируемый результат на уровне педагогов:
-повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников;
-творческая самореализация в профессиональной деятельности.
Прогнозируемый результат на уровне детского сада:
-апробация и внедрение в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности;
-создание мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны» для обогащения развивающей среды по гражданско-нравственному воспитанию дошкольников;
-создание единого социума: педагоги-дети-родители-общественность в сфере гражданско-патриотического развития личности дошкольника.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап
2.Основной этап
3.Заключительный этап
1.Подготовительный этап:
Выявить уровень знаний детей об известных героях-земляках Великой Отечественной войны, чьи имена связаны с родным городом, об улицах, названных в честь героев, о музеях, памятниках, парках. Выяснить знают ли дети о своих близких, воевавших в годы войны.
Методы: беседа, рассматривание фотоматериалов.
Анкетирование родителей с целью выявления уровня гражданско- патриотического воспитания в семье (приложение)
Провести беседу о Великой Отечественной войне с показом иллюстраций, рисунков с фрагментами сражений, эпизодами, связанными с празднованием Победы.
2.Основной этап:
НАПРАВЛЕНИЕ: МУЗЕИ
Предварительная работа : просмотр фильмов о музеях (краеведческих, исторических, других); рассматривание книг, иллюстраций, буклетов. Привлечение родителей к открытию музейной выставки в группе.
Проектная деятельность:
-сбор информации о музеях города (школьные музеи, городской)
-путешествие по карте города
-посещение школьных музеев, историко-краеведческого музея. Акцент на экспозиции, связанные с историей Великой Отечественной войны.
-беседа о том, что запомнили, какая вещь произвела наибольшее впечатление. Записать высказывания детей
-подвести детей к идее открытия музея в группе. Какие вещи, предметы могут рассказать о военных годах? Сбор экспонатов для музея: фотографии, письма, предметы обихода, вещи.
Распределение ролей: оформители, экскурсоводы
Итог: Открытие мини-музея « Мой город в истории Великой Отечественной войны»
НАПРАВЛЕНИЕ: УЛИЦЫ, ЗДАНИЯ
Предварительная работа: Знакомство с картой города, беседа с детьми «На какой улице ты живешь?», «Почему так названа улица?» (домашнее задание). Подготовить выставку фотографий исторических зданий города
Проектная деятельность:
-путешествие по карте города
-интерактивная познавательная игра «Путешествие Георгиевской ленточки». Отметить на карте георгиевской ленточкой улицы, названные именами героев войны.
-выбор улицы. Экскурсия-исследование улицы: имеются ли исторические здания, связанные с именами героев или событиями войны? Обмен впечатлениями (записать). Сделать снимки исторического здания. Беседа с жителями-старожилами улицы
Итог: Составление альбома «Улица героя». (Содержит фото, рисунки детей, высказывания, материал о герое).
НАПРАВЛЕНИЕ: ПАМЯТНИКИ
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг, буклетов с историческими памятниками Великой Отечественной войны.
Беседа «Что изображают памятники?», «Какие памятники видели в нашем городе, где расположены?»
Проектная деятельность:
-экскурсии с последующей работой : «Что запомнили?» Высказывания детей, обмен впечатлениями от увиденного (записать)
-сбор информации об истории создания памятника (книги, буклеты, исторические справки из музея)
-детские рисунки
-оформление альбома или плаката
Итог: выпуск плаката, альбома «Памятник в моем городе»
НАПРАВЛЕНИЕ: МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ ПОБЕДЫ
Проект с участием родителей
Предварительная работа: Знакомство детей с родословной. Практикум для родителей «Как составить родословную». Домашнее задание для родителей: составление родословного древа при участии ребенка и выявление родных, являющихся участниками войны (отметить звездочкой)
Проектная деятельность
-«Я расскажу вам о своей семье». Рассказ детей о звездочках на родословном древе.
-встреча с ветеранами войны (прадедушками, прабабушками), родственниками
-«Семейные реликвии военной поры» (совместные выступления родителя и ребенка)
-сбор фотоматериалов и оформление выставки «Фото военных времен»
Итог:
1.Выставка «Фото военных времен»
2.Семейный альбом «Я горжусь своими предками»
НАПРАВЛЕНИЕ: ГЕРОИ-ЗЕМЛЯКИ
Проектная деятельность
-посещение музеев, исторических мест.
-путешествие по карте г.Советска
-выбор героя-земляка, о котором хотели бы узнать ближе.
-встречи с ветеранами, родственниками героев войны.
-акция «Подарок ветерану» изготовление открытки (совместно с родителями)
Итог:
1.Выпуск альбома «Наш земляк»
2.Составление «Письма ветеранам войны»
3.Заключительный этап
ИТОГ ПРОЕКТА
Открытие в дошкольном учреждении мини-музея «Мой город в истории Великой Отечественной войны.
Методическое обеспечение: видеоматериалы о музеях, памятниках, парках, иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, буклеты открыток, методическая литература, карта города с метками исторических мест и информационным материалом.
Заключение
Реализация проекта возможна как одной группой в течение года либо в рамках детского сада в более короткие сроки, в этом случае группы выбирают направление и реализуют мини-проект. Карта должна способствовать повышению интереса дошкольников к истории города, а педагогам поможет более глубоко изучить исторические места родного города.
Данные мини-проекты реализуются во взаимодействии со взрослыми, социумом. Особая роль отводится родителям: их задача воспитывать уважение к историческому прошлому города, к его горожанам, историческим памятникам. |