В помощь воспитателю при подготовке к
проведению родительских собраний:
Адаптация
в детском саду
Дети раннего возраста -
очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать
за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны
умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на
бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и
спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить
внутреннее эмоциональное благополучие малыша.
Детский
сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт
коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают
сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни
легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в
детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его
психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых
игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и
информационный стресс.
1.
Перестаньте волноваться.
Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем
возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу
идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию
осознанной необходимости.
2. Обратите
внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш
легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить
из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто
лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им
стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с
запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры.
Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.
3.
Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по большому в одно и то же время
(не с 11 до 13 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить
в туалет не тогда, когда уже "очень хочется", а заранее: перед
выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.
4.
Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните "кусочничество"
между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через
некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и
настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ
тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком
детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо
разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом
вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не
хотят идти в детский сад.
5. Закаливать
нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле
летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не
только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры
(душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание
ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте
ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это
не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.
6. Довольно
часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже
если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. Если после того, как
мама ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму,
легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить только
сложившуюся "традицию" расставания. "Почетной обязанностью"
малыша может стать помощь маме при сборах на работу ("А ну-ка неси мою
"рабочую" сумку" или "Куда же это я положила зонтик? Ты не
мог бы поискать его?"), а также такие ритуалы, как провожать маму до лифта
или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в
мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы
у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не
ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как
правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых.
Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни
ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми -
все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение.
Прежде всего в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.
На практике лучше всего приучать ребенка к расставанию с мамой, создавая такие
ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно
сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин.
Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме.
Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам
проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно
расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много
вы успели сделать, потому что он помог вам.
7. Последите,
как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только
формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому
было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих
детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться
с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с
ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо,
если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с
мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного
времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все
возникающие вопросы только друг с другом и с "дежурной" мамой.
8. Приучите
ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те
игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет
жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с
которой может что-нибудь случиться.
Следующая страница >>>