Как правильно обучить детей навыкам личной безопасности.
Многие из родителей прибегают к тактике устрашения для
обучения личной безопасности малышей, но к сожалению такая тактика не
действует.
Мнение что мы должны пугать детей, чтобы защитить их от
беды, - миф, ложная концепция. На самом деле нам нужно научить их правильным
действиям, чтобы самые различные ситуации оказались для них безопасными. Это
означает переход от простых предостережений к обучению особым навыкам и
передаче особой информации. Для многих взрослых переход от запрета определенных
действий, к обучению правильным действиям означает радикальную перемену манеры
общения с детьми.
Когда мы обучаем детей переходить улицу с интенсивным
движением мы должны выбрать правильную тактику (ни в коем случае не запугивая,
не рисуя страшных последствий ДТП) .Малыш не должен бояться переходить улицу.
Правильная установка, учит безопасному переходу улицы. Она не содержит ни
угроз, ни устрашения и дает четкое руководство к действию. Взрослый четко
проговаривает основные правила пешехода: переходить проезжую улицу только на
зеленый свет светофора; переходить дорогу только по пешеходному переходу
(зебра- наземный пешеходный переход) ; знаки пешеходного перехода показывают,
где можно переходить дорогу; переходя дорогу, сначала посмотри налево и
убедись, что дорога свободна, дойдя до середины дороги, посмотри направо и
убедись, что дорога свободна; если есть подземный переход, переходи дорогу
только по нему; пользуйся безопасным надземным пешеходным переходом. Измените манеры общения - переход от запретов к четким
указаниям - требует сознательного решения и усилий. Ваши слова и манера общения
оказывают прямое влияние на то, будет ли ваш ребенок в безопасности . Необходимо рассказывать детям, что нужно делать для своей
безопасности, а не бездумно учить лишь бояться. Родители часто прибегают к
негативным воздействиям страха. К тактике устрашения прибегают, как к
последнему средству, чтобы заставить детей слушаться. Взрослые должны более
грамотно контактировать со своими детьми, не прибегая к эмоциональной «войне»
для устрашения контроля над ними. Страх обезоруживает. Он может парализовать
малышей. Запугивая их, родители подрывают у них способность правильно
реагировать в опасной ситуации, и, вместо того, чтобы встретить опасную
ситуацию уверенным поведением и применять навыки самозащиты, они окаменеют от
страха, у них «счетчик» страха автоматически включится.
Играя во двориках перед домом, нашим детям необходимо
помнить, о защитных навыках, которые следует применить, если незнакомец поведет
себя странно. Что именно означает определение «странно»? Многие похитители и
насильники кажутся дружелюбными и абсолютно неопасными. Они профессионалы,
когда надо понравиться детям и усыпить их бдительность. Например, мужчина
убеждает ребенка, что он друг семьи и привез малышу маленького котенка. Котенок
находится в машине и, чтобы его увидеть нужно сесть в машину к незнакомцу.
Мужчина кажется добрым, его рассказ – убедительным. Другой незнакомец,
притворяясь заблудившимся, заманивает малыша в машину, чтобы тот помог ему
найти нужную улицу. Незнакомец кажется смущенным, но ни в коем случае не
опасным. Преступники знают, как пользоваться добротой и наивностью
детей. Поэтому, чтобы противостоять их замыслам, мы должны научить детей, как
реагировать на незнакомцев, проявляющих чрезмерное любопытство или упрашивающих
оказать им помощь. Суть внушаемого детям о незнакомцах в том, что любое их
действие, выходящее за рамки краткого приветствия, следует оценивать очень
внимательно и осторожно. Поэтому родители обязаны в своих наставлениях, беседах
конкретно указывать на действие детей: не садись в машину к незнакомым людям,
даже если они обещали показать симпатичную зверюшку; не уходи с того места, где
тебя оставил кто-нибудь из родных; ни при каких обстоятельствах нельзя идти с
незнакомыми людьми (в случае если позовут) . И еще помните, что совет «не разговаривай с незнакомцами»
не совсем отвечает нашим целям. Ведь могут произойти такие ситуации, когда
детям понадобиться помощь незнакомых людей. Если в них зародиться страх перед
всеми незнакомцами, они будут изолированы в чрезвычайных ситуациях. Попавшим в
беду малышам необходимо обратиться к взрослым – даже к тем, кого они не знают.
Наряду с этим в наших дворах, где играет детвора, много
других опасных ситуаций. Взрослый так же четко формулирует все правила
поведения: не залезай на крыши домов; из арки, из-за кустов или стоящей машины
может неожиданно выехать автомобиль; на качелях-каруселях не беги за сиденьем;
не спрыгивай с качелей пока они не остановятся; если ты находишься рядом с
качелями, не отвлекайся на другие занятия, следи за движением качелей, чтобы не
попасть под удар; не бросайся песком и не сыпь его сверху: песчинки разлетятся
от ветра и засорят глаза тебе и другим детям. Наши страхи могут быть результатом глубокой любви и
заботы, питаемых к нашим детям, мы обязаны контролировать их. Нам необходимо
быть спокойными и деловыми, когда мы обсуждаем с нашими детьми вопросы личной
безопасности. Помните, реагировать правильно в опасной ситуации дети могут
только вспоминая четкую информацию, а не опасения своих родителей. Малышей
можно научить аналитически мыслить в минуты опасности. Подрастая и постепенно все более узнавая окружающий мир,
дети открывают для себя одну реальность за другой, и они должны быть
подготовлены к тому, с чем и с кем им, возможно, придется столкнуться. Впрочем,
каждый раз, когда вы делитесь с детьми «трудными историями», помните, что ваша
цель- укрепить их чувство безопасности. И все таки - родительская смекалка,
знание особенностей своего ребенка помогут сформировать опыт безопасного
поведения, вопреки всем воздействиям страха, и позволит ребенку предвидеть
опасность, по возможности избегать ее, при необходимости- правильно действовать. |